top of page

Блог

Гроб на колесиках

  • Фото автора: Елена Путятина
    Елена Путятина
  • 4 окт. 2024 г.
  • 4 мин. чтения


- Вы знаете, его увезли, - веселые лучики разбегались от ее задорных зеленых глаз, а на щеках играли ямочки.

- Кого увезли? – не поняла я.

- Гроб. Приехали двое мужчин, загрузили в фургон и увезли. Такие деловитые, матрасами обложили, чтобы не поцарапать. 

 

И тут до меня дошло! 

 

Эта история возникла в самом начале нашей терапии. Ника, 35-летняя умница и красавица, успешная бизнесвуман, приехала в Прагу десять лет назад, с нуля выстроила свой бизнес, купила машину, дом с садом, путешествует по миру и наслаждается жизнью. При этом мама девушки, оставшаяся на родине, до сих считает, что та без нее пропадет, учит ее жизни и ждет, когда, наконец-то, найдется тот, в чьи надежные руки она сможет передать свою единственную дочь. Все претенденты на руку и сердце, появлявшиеся в поле моей клиентки, фейсконтроль мамы, понятное дело, не прошли.

 

Нам предстояла длительная и непростая работа, направленная на выход из паталогического симбиоза. Этот путь отнюдь не усыпан розами, а сплошь шипами, о которые сам клиент больно ранится, но при этом продолжает спасать маму. Точнее, тот образ, который сложился у него с детства.

 

- Что вы почувствовали, когда его выносили из дома? - спросила я клиентку. 

- Что вынесли покойника… Сейчас я захожу в комнату, вижу пустующее место и удивляюсь – как я теперь без него?

- И как?

- Немного непривычно, но, вы знаете, нормально! Стало легче дышать! – Красивое лицо снова расплывается в улыбке, и я инстинктивно делаю глубокий вдох и незаметно выдыхаю. Мне тоже легче дышать - будто вместе с клиенткой скинула многокилограммовую тяжесть.

 

Мама Ники хотела стать артисткой, выступать на сцене – как ее кумир, певица Пугачева. Но женская судьба не задалась, пришлось покинуть Москву с ее призрачными надеждами и вернуться реальность, в родной город, еще и не одной – в животе уже жила маленькая Ника.

 

Девочка появилась на свет с родительским посланием «Я родила тебя для себя, и ты должна оправдать мои ожидания». Часто мамы не знают, что ожидания от детей – это то, что они ждали от себя самих, или ждали от них их матери. И если не удалось ихреализовать, то остается, как горячую картошку, передать своим потомкам – пусть разбираются.

 

Долго рассказывать, что пришлось пережить Нике, чтобы приблизиться к маминому идеалу. Но, несмотря на титанические усилия ребенка, этого так и не произошло – мама до сих пор во всем, что касается ее дочери, находит изъяны, даже сейчас: у дочкиного кота слишком большая голова, на газоне ее сада желтые пятна, а сама она «видная, как обломок Останкинской башни».

 

Ну а что же наш гроб? Вы уже догадались, о чем пойдет речь в этой истории? Если еще нет, то читайте дальше. 

 

Маленькая Ника, как и многие хорошие девочки, а еще и как дочь артистки, должна была ходить в музыкальную школу - по классу фортепиано, конечно, же. Занятия для девочки были сущей пыткой – Ника усердно саботировала ненавистный процесс, думая, что от нее однажды отстанут. Но мама упорно продолжала закручивать гайки, в надежде, что дочь однажды реализует ее мечту. Учителя тоже вовсю отыгрывались на ребенке, называя девочку бесталанной, пытаясь таким образом отомстить яркой артистичной маме, звезде их городка. После школы пытка музыкой продолжалась дома, когда девочка вынуждена была играть под бдительным оком мамы. Все экзамены и концерты были сродни затяжной экзекуции на электрическом стуле, но мама радовалась, и для ребенка это было самым важным. Нике даже кажется, что в какой-то момент она полюбила фортепиано на самом деле. Ага, стокгольмский синдром.

 

- Вы играли на нем после окончания школы? – спросила я.

- Ой, нет! Ни разу не подошла.

 

Самое интересное в этой истории дальше. Когда Ника переехала в Прагу, обосновалась там, организовала бизнес, купила и обставила дом, одним из первых предметов (так и хочется сказать, мебели) стало пианино. 

 

- Зачем вы купили пианино?

- Не знаю… - Ника зависла в поисках ответа, и встрепенулась, найдя правильный. - Ну я ведь столько лет потратила на то, чтобы научиться играть!

- У вас возникает желание сесть за него?

- Вы знаете, я очень люблю музыку, с удовольствием хожу на концерты, - неосознанно Ника пытается переключить мое внимание с того, что болит. 

- Понимаю, я тоже ее люблю. Но любить музыку и играть музыку – это не одно и то же. Эти вещи могут существовать по отдельности и дарить радость, а вместе могутотбивать охоту. А может и нет – у всех по-разному. Так зачем вы купили пианино?

- Я подумала, что надо восстановить свой навык. И знаете, я восстановила! Знаете, как нелегко было – пальцы не слушались, все забыли. А тут еще мама каждый день звонит и спрашивает: «Ты играешь?»

 

Лед слишком тонок, но я рискую.

 

- Скажите, зачем вам дома предмет пыток?

- В смысле? – Ника вскидывает на меня глаза, полные удивления.

- Пианино – это дыба, на которой вас растягивали много лет, это «испанский сапог», годами расплющивавший ваше тело. За терпение мук вы получали скудные поглаживания и новый вердикт «Старайся!» И вы старались. Так зачем вам пианино?

- Не понимаю… действительно, зачем я его купила? - Ника растерянно, с ожиданием смотрит на меня. – Знаете, на самом деле, мне все время хотелось его продать, но что-то не давало.

 

 

Одна из базовых опор, которые поддерживают наш жизненный сценарий, это подкрепляющие обстоятельства. Если сценарий вдруг начинает выруливать не в привычную сторону (у клиентки во взрослой жизни не стало предмета пыток, взаимодействие с которым становилось зоной контакта с мамой и удовлетворяло потребность девочки в принятии), то человек начинает неосознанно искать или создавать обстоятельства, при которых все вернется в привычное и стабильное русло.Эта игровая ситуация, где клиентка по доброй воле становится Жертвой, мама Преследователем, потом они меняются ролями – дочь не играет на пианино, Жертва мама, дочь, начинает играть - становится Спасателем. И так по кругу, точнее, по треугольнику Карпмана.

 

Тогда мы прошли, тонкая корка льда выдержала, не треснула и не поглотила под обломками в своей обжигающей правдой бездне. Хотя иногда такой путь – единственный способ, помогающий человеку увидеть реальность и принять новое решение. Начать жить свою жизнь.

 

У этой истории есть еще одно счастливое продолжение. Ника приходила в терапию с запросом на отношения. Через год в сети я увидела красивую невесту, улыбавшуюся благородному мужчине, а спустя два на месте пианино появилась детская кроватка.

Comments


bottom of page